Кружево: история и происхождение.

Кружево: история и происхождение.

кружевоКружево — это декоративные элементы из ткани и ниток.

Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется в оформлении одежды, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал. Кружево используется также для украшения женского нижнего белья.

Существует очень много видов кружев. Различаются они по названиям, техникам производства и происхождению.

История и происхождение

Слово «кружево» имеет два разных значения: одно - от слова «окружать», то есть то, чем отделывались полы и рукава одежды. Другое значение - узорное ажурное изделие, самостоятельный вид украшения одежды.

По способу изготовления выделяют три основных вида кружев: шитое иглой, плетеное на коклюшках и вязаное крючком. Хотя в строгом смысле кружевом считается только то, что сшито или сплетено, вязаное же – это только имитация плетения.

В России наибольшее распространение получило плетеное кружево, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.

Изначально кружево появилось в Европе.

Возникло оно после появления булавок, без которых невозможно выполнить сложные и тонкие изделия. А булавки стали использоваться в XVI веке.

С тех же незапамятных временсохранилось много плетеного кружева, которое теперь представляет собой настоящий памятник искусства. А право называться родиной кружева до сих пор оспаривают друг у друга несколько европейских стран.

С развитием коклюшечного кружева возникло много разных видов по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен».

Русские кружевницы переняли искусство кружевоплетения, и их творческие находки настолько самобытны, что вошли в общую историю культуры под названием «русское кружево».

Отечественное кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие европейские традиции. Произведения русских кружевниц стало подлинным национальным художественным явлением. Их мастерство проявляется в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству.

В XVIII веке появились отдельные направления, свойственные той или иной области, и с тех пор кружева стали разделяться по месту производства. Известны своими достижениями в области кружевоплетения многие русские города:Вологда,Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и другие.

Европейское кружево

Кружево, как ажурный орнамент, созданный путем различного переплетения нитей и существующий самостоятельно, без какой-либо тканой основы, впервые появилось в Европе на рубеже XV и XVI вв.

кружевоПредшественником и подготовительным этапом для кружева явилась ажурная вышивка, особенно выполненная в технике строчки по разреженному полотну. Нитки основы выдергивались таким образом, чтобы образовались сквозные квадратные пространства, отделенные друг от друга рядами невыдернутых основных нитей. В этой сетке размещался ажурный узор. Такая вышивка называлась шов по прорези (pointcoupre), геометрический же орнамент в виде кругов, звезд и розеток известен под названием «ретичелла». Ажурные квадраты подобной вышивки обычно чередовались с четырехугольниками полотна или располагались рядами, образуя длинные сквозные полосы.

Первое кружево имело очень образное название стежок в воздух (puntoinaria). Ткань уже не служило ему основой, оно выполнялось иглой петельным швом по узору, нарисованному на бумаге.

Потом появилось кружево, плетенное на коклюшках (это то такие катушки с удлиненными рукоятками). На подушку накладывался нарисованный на бумаге узор с проколотыми в местах пересечения линий дырочками (так называемый «сколок»).

Плетя кружево, мастерица вкалывала металлические булавки в дырочки сколка и, перекидывая коклюшки друг через друга, скрещивала нити, оплетающие булавки. По мере движения работы, следуя сколку, кружевница втыкала новые булавки, вынимая старые из уже сплетенного кружева.

В середине XIX в. появился машинный способ производства кружев, что нанесло существенный удар по изготовлению настоящих кружев ручной работы. Главное качество кружев ручной работы — свободная неповторимость орнамента— сменились сухим и безжизненным воспроизведением узора. Зато такие кружева стоили значительно дешевле и были более доступны.

Итальянское кружево

Италию принято считать родиной кружева. Там в XVI в. даже печатались специальные сборники узоров для вышивок, которой занимались и знатные дамы, и женщины из народа, так и знатными дамами. Впрочем, такие сборники печатались и в других европейских странах.

Фламандское (бельгийское) кружево

Если в XVI — XVII вв. ведущей страной по изготовлению кружев была Италия, то в XVIII в. она теряет свое значение и на первое место выступают Фландрия( ныне Бельгия ) и Франция.

Так же как и в Италии, во Фландрии в XVI в. было распространено кружево с геометрическим узором, а в XVII в. появляются гипюры, но не шитые иглой, а плетеные, с более мелким орнаментом и совершенно лишенные рельефа.

Именно в Бельгии 1830-х годах был изобретен машинный тюль, что еще более облегчило и удешевило выделку подобных кружев, но и снизило их художественное качество.

Фламандские кружева, благодаря особому качеству нитей, славились своей необыкновенной тонкостью и изящностью.

Французское кружево

кружево французскоеТретьей страной в Европе, где производство кружев достигло высокого совершенства, была Франция.

В XVI в., так же, как и в других странах Западной Европы, во Франции были распространены шитые иглой кружева с орнаментом ретичелла. В начале XVII в. появилась мода на итальянские гипюры. Пока их не научились делать во Франции, их импортировали из Италии.

Во второй половине XVII в. во Франции наладили собственное производство кружев, переняв опыт венецианских коллег. С тех пор, с повеления короля, при дворе носили только отечественные кружева.

По сравнению с итальянскими гипюрами, орнамент французских шитых иглой гипюров был более мелкий и отличался большим изяществом.

В XVIII в. во Франции, как и во Фландрии, начинают делать кружево на тюлевом фоне.

Кроме шитых иглой кружев, во Франции в XVIII в. получает распространение очень прочное плетеное кружево валансьен, выделывавшееся в старом фламандском центре кружевоплетения — городе Валансьенн.

Испанское кружево

В Испании и Англии выработка кружев не получила такого широкого и блестящего развития, как во Фландрии и во Франции, но все же и там создавались интересные образцы.

Кружева, выделывавшиеся в Испании, подражали различным видам итальянских, фламандских и французских кружев. Излюбленным орнаментом его был мотив различного рода ажурных кругов, отчего оно и получило образное название соль (sol), что значит солнце.

В XVII в. в Испании в большом употреблении было черное плетеное кружево, которое частью привозилось из-за границы, частью выделывалось в самой стране.

Также изготавливались оригинальные кружева из шелка и металлизированных нитей, золотых и серебряных – он назывался «филигранным» гипюром.

Английское кружево

Увлечение кружевами распространилось также и в Англии. В конце XVI в. появились английские переводы итальянских сборников узоров ретичелла для вышивки шов по прорези и кружев. Но в XVII и XVIII вв. в Англии пользовались главным образом привозными кружевами — итальянскими и особенно фламандскими. Английские кружевницы в целом не могли соперничать с мастерством прославленных фламандских мастериц.

Датское кружево (Кружево «Xедебо»)

Хедебо — название местности в Дании. Это кружево состоит из отдельных фрагментов, сшитых плотными петельными стежками. Все швы выполняют в одном направлении — слева направо, между плотными петельными стежками проходит нить, подаваемая в обратном направлении. Самые распространенные элементы — зубцы и дуги. Узор обычно геометрический, лишь изредка — стилизованные листья и розетки.

Ирландское кружево

Весьма оригинальным видом является вязанное крючком кружево, производившееся в XIX веке в Ирландии. Но ирландские кружева не были самостоятельны в своем орнаменте, а подражали гипюрам XVII в.

В начале двадцатого века наибольшей популярностью пользовались именно ирландские кружева. Другое их название — «ренессанс». Эти кружева впервые появились во Франции в шестнадцатом веке. Оттуда они перекочевали в Англию и Ирландию. Выполнение этого вида кружев достаточно кропотливо, но дает колоссальный эстетический эффект.

Кроме этого широко известно своей оригинальностью и изысканностью армянское, бразильское, мальтийское, палестинское, и хорватское кружево.

Просмотров: 5208

Дата: Пятница, 10 Августа 2012