Виды кружев

Виды кружев

Кружево сегодня

кружевоВо время Великой Отечественной войны кружевной промысел прекратил свое существование, однако по ее окончании крупные города восстановили свое искусство плетения. В связи с тем, что возрождалось оно с помощью Советской власти, в орнамент стали добавляться совершенно чуждые традиции советские символы и эмблемы. Это, разумеется, нисколько не украшало и без этого богатую и более чем органичную орнаментальную структуру русского кружева (это как если бы на фасад Большого театра вдруг повесили советский герб).

Тем не менее, это прекрасное искусство вполне сохранилось и поныне, и мы можем наблюдать большое количество самых разных стилей, направлений и техник, отличающихся самобытностью и оригинальностью.

Говоря об отечественном кружевоплетении, можно выделить следующие губернии, отличающиеся своими уникальными находками и достижениями: Тверская, Орловская, Рязанская, Ярославская, Костромская, Московская, Калужская, Новгородская, Вологодская, Петербургская, Вятская, Тульская, Нижегородская, Казанская, Белорусская.

Коротко расскажем о некоторых, наиболее выдающихся кружевах.

Рязанское кружево

Самое яркое и жизнерадостное кружево, вобравшее в себя сочные цвета: красный, синий, белый. Оно как бы выражает характер русских мастериц. Оно менее изящно по сравнению с другими, зато плотнее и прочнее.

Елецкое кружево

Изначально елецкий стиль представлял собой многопарное плетение, отличающееся легкими мотивами и воздушными фонами. Потом переключились не переключить на сцепное, связи с чем приходилось полностью перестраивать весь художественный облик кружева, на что ушли годы. И позднее в Ельце уже сложился собственный стиль и технические приемы местного сцепного кружева. В отличие от других промыслов, сюжетные и тематические композиции редко делаются в Ельце.

Вологодское кружево

Это кружево известно более других. Основные каноны вологодского кружева - это симметрия узоров, строгое чередование поворотов, бесконечная непрерывная линия.

Киришское кружево

Это кружево отличается неповторимостью облика, почти полностью сохранившего характер и традиции старинного крестьянского кружева. В основном преобладает растительный орнамент — цветочки с листочками, рисунок образуется с помощью разреженной полотнянки, фоном для него служит косая решетка. Оно кажется изящным и легким, хотя на самом деле, киришское кружево тяжеловато и немного грубовато.

Виды кружев

Кружева можно классифицировать не только по географическому принципу, но и по типу изготовления. Существует масса техник и методов вязания и плетения кружев.

Вот основные:

  • Фриволите
  • Челнок
  • Макраме
  • Вышивка
  • Филе
  • Коклюшки
  • Вязание
  • Ирландское вязание
  • Кружева крючком
  • Вязание на вилке
  • Вязание с планочкой
  • Шитье из тесьмы
  • Имитация игольной техники крючком

Каждая из этих техник по-своему хороша, уникальна и предоставляет большие возможности для творчества. Дадим каждой из них краткое описание.

кружево
Фриволите

Фриволите — это плетеное узелковое кружево, выполненное с помощью челноков (или иглы), а также технология изготовления этого кружева. Кружево в этом исполнении получается открытое, контурное, контрастное кружево с бедной собственной фактурой.

Этот вид плетения пришел из Франции. На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Слово «фривольный» означает «непринужденный», «раскованный. В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народного промысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий. Особенно популярным фриволите было в восемнадцатом веке.

Челнок

Челночное, или узелковое плетение очень древнее – иго история насчитывает тысячелетия. Началась она с того момента, когда человеку понадобилось соединить два конца нити, и он завязал первый узел. Вначале человек делал примитивные сети без узлов.

Потом нити начали скручивать между собой – получалась более сложная форма. Этот метод плетения применяют и в наши дни рыбаки Мальты и Канарских островов при изготовлении крышек к корзинам.

Макраме

Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. То есть это из узелков.

Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. Свою историю это кружево начинает еще в Древней Греции, где с помощью узлов лечили переломы. А древние инки в Перу плели четки.

На Руси вязать узлы - «наузить» - по определению В.И Даля означало «колдовать, знахарить, ворожить». То есть, таким способом изготовлялись амулеты, что христианством на Руси осуждалось.

На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию.

Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.

Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом, а потому весьма популярны.

Шитье из тесьмы

Самый простой способ получить узор — выложить его из готовой тесьмы. Это называется «ленточным» кружевом и относится к игольному кружеву. Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку.

Для украшения одежды в древности в качестве материала использовались самые неожиданные предметы, особенно у южных народов: цветные блестящие жучки, цветные перья, когти, зубы, мех и даже змеиная кожа. Также популярным было применение различных бусин из самоцветов и жемчуга, металлизированных нитей и мелких монеток.

Вышивка

Вышивка – это украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Вышивка является одним из древнейших и очень распространенных способов украшения ткани. Кусок ткани, нитки, игла — вот весь несложный материал для вышивания, настолько портативный, что каждая любительница рукоделия может всегда иметь его при себе.

Вышивание, как один из самых массовых видов народного искусства, зародилось еще во времена первобытных народов, когда начали шить одежду из шкур животных.

Материалом для вышивки в разное время служили самые разнообразные материалы: жилы животных, нити льна (натуральные или окрашенные), конопли, хлопка, шелка, шерсти и даже волос волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусины и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Особенной искусности в этом добились на древнем Востоке, где вышивка широко при менялась для украшения облачений правителей и жрецов, а также дворцовых и храмовых завес, колесниц знати и т.д.

Способов вышивки существует огромное множество. Способы вышивания и материалы очень разнообразны – вышивают льняными, шелковыми, шерстяными, золочеными и серебряными нитями, часто используя бисер, жемчуг, драгоценные камни, металлические пластинки различной формы, цветные и зеркальные стеклышки, шнур и т.д.

Фоном для вышивания служат льняные, шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, а также кожа, пергамент и прочие материалы.

Нити для вышивания употребляются различной толщины, что дает возможность вышивальщику разнообразить узор вышивки не только швом, расцветкой, но и рельефом.

Применяются разные виды стежком и швов. Это гладь (белая и цветная), тамбур, перевить, набор, косичка, козлик, крест, счетная гладь, мережки.

В настоящее время сохранилось мало вышивок, имеющих художественное значение, за исключением народных вышивок, среди которых встречаются действительно прекрасные образцы.

Филе (Филейное кружево)кружево

Основа филе — сетка — известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты и рыбалки. Люди очень рано научились плести сети. Со временем это искусство совершенствовалось, и появилась тяга к украшательству. В Персии найдены древние филейные работы с золотой и серебряной вышивкой.

Филе делится на две основные группы — просто филе и филе- гипюр, или вышитое филе. По форме ячеек различают прямое и косое филе. В косом филе ячейки имеют форму ромбиков. В прямом филе — квадратные ячейки. Основа красивого филейного фона — правильное исполнение узлов. Для плетения сетки используются челноки и палочки.

Коклюшечное кружево

Настоящими и максимально «аутентичными» традиционно считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки.

На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом.

С восемнадцатого века в кружева стали вводить цветные шелковые нити и начали усложнять технику.

В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе, после появления металлических булавок, которые обеспечили весь технологический процесс.

В Россию кружева пришли при Петре I вместе с модой на европейское платье. Русские рукодельницы не только переняли искусство кружевоплетения, но и обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль.

В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки — не неспешное деревенское развлечение, а заработок.

Вязание

Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства – он существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции, а также Перу. Уже в то время техника вязания была развита очень хорошо.

По Европе вязание довольно активно распространяется в XV-XVI веках и становится не только домашней работой, но и доходной отраслью: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал — пряжу — можно вполне использовать несколько раз. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения.

Вязание, как способ изготовления одежды, бывает ручным (на спицах или крючком) и машинным.

Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий. И именно поэтому оно всегда актуально.

Кружева крючкомкружево

Крючок как инструмент для рукоделия знаком каждой рукодельнице. Им можно связать как большие изделия, так и кайму или бахрому для отделки.

С помощью крючка можно вывязывать красивые кружевные узоры, создавая различные переплетения одной только нити. Для вязания крючком подходят любые нитки, а также тесьма, но для вязания кружев более уместны льняные или хлопчатобумажные, прочные, хорошо скрученные нитки.

Примечательна это техника прежде всего тем, что единственный инструмент для вязания крючком — сам крючок. В старину крючок назывался «тамбуром», и само вязание крючком в книгах начала двадцатого века называют тамбурным, или вязанием в тамбуре.

Известны крючки двух видов — короткий, или обычный, крючок и длинный крючок для тунисского вязания. Кружевные узоры можно выполнять при помощи обоих видов крючков.

Еще с помощью крючка вяжут ажурные узоры на вилке или на шпильке. С помощью крючка можно достаточно близко к оригиналу воспроизвести любую из кружевных техник.

Вязание на вилке

Основными инструментами являются сам крючок и специальная вилка для ажурного вязания или простая шпилька для волос (для более узкого кружева).

Это простая, но очень богатая потенциальными возможностями техника, с помощью которой можно реализовать самые разные творческие фантазии.

Вязание с планочкой

Этот способ похож на предыдущий, только вспомогательным инструментом служит, как правило, обыкновенная чертежная линейка.

Шитье из тесьмы

Самый простой способ получить узор — выложить его из готовой тесьмы. Этот вид работ часто называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева. Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку.

Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения.

Кстати, в качестве материала для украшения одежды в древности использовались самые неожиданные предметы, особенно у южных народов: цветные блестящие жучки, цветные перья, когти, зубы, мех и даже змеиная кожа. Также популярным было применение различных бусин из самоцветов и жемчуга, металлизированных нитей и мелких монеток.

Имитация игольной техники крючком

При изготовлении кружева из тесьмы можно использовать не только готовую тесьму, но и собственноручно связанную при помощи крючка. Таким кружевом особенно уместно отделать вещь, связанную из тех же ниток. Этот метод, как самый простой, доступный и достаточно эффектный, стоит взять на вооружение всем без исключения.

Первый вариант — обычная цепочка из воздушных петель. Впрочем, она получится слишком тонкой и сможет имитировать не столько тесьму, сколько шнур для прокладывания контура рисунка. Еще такими цепочками хорошо протягивать бриды. Второй вариант — плоская тесемка с петельками.

Просмотров: 6797

Дата: Вторник, 24 Декабря 2013